Некоторые
автомобили, казалось бы, изначально не приспособлены для рекордов
скорости. Развеять это заблуждение попробует Вадим Никишев.
Вспомните,
сколько в свое время ходило забавных анекдотов о взаимных отношениях
«запорожцев» с иномарками. А теперь представьте, как на соревнованиях
по дрег-рейсингу модель Запорожского автозавода по имени «Таврия» легко
обходит БМВ-М5, под капотом которого больше полутысячи лошадиных сил.
Вот вам и анекдот!
Правда, в нашем случае от серийного
ЗАЗ-1102 осталось лишь название, да и то дополненное индексом Т3.
Грандиозный объем переделок кузова выдает приземистый силуэт – у
хэтчбека укоротили стойки и опустили крышу. Ветровое стекло,
разумеется, изготовлено на заказ, боковые уступили место
плексигласовым, по форме новых проемов. Но все это лишь вершина
айсберга, невидимая часть которого – меры по усилению несущего кузова.
Под капотом виден двойной металл колесных арок, усиленные швеллерами
точки в зоне опор стоек передней подвески. А вдоль днища тянутся
лонжероны от «Нивы».
В единую силовую структуру кузов
превращает каркас безопасности. Конечно, процесс посадки-высадки
усложнился, особенно если принять во внимание меньшую высоту салона, но
пассивная безопасность гоночного автомобиля должна быть на высоком
уровне. А это именно гоночный болид – ведь усиленный передок вместил
вазовский шестнадцатиклапанник, мощность которого без наддува и впрыска
закиси азота оценивают примерно в 200 л.с. Выражаясь сленгом
двигателистов, мотор «квадратный»: ход поршня и диаметр цилиндра равны
84 мм. В итоге рабочий объем возрос до 1860 смз.
Особое
внимание, как водится, уделили головке цилиндров. Распредвалы,
командующие «фордовскими» клапанами (на впуске 32-миллиметровые, на
выпуске – 28) обеспечивают им подъем на 12 мм. Пружины – проверенной
марки «Шрик». Четырехдроссельный впуск тоже именитый, но уже работы
российского специалиста Брагина. Достаточно эффективный бензонасос
позаимствовали у одной из моделей «Мерседеса», форсунки повышенной
производительности фирмы «Бош». Зажиганием
заведует модуль с логотипом «Джи-Эм», но он перекочевал сюда не с
первых вазовских впрысковых моторов, а с корейского «Дэу». Почему бы и
нет – главное, чтобы исправно выполнял свои функции и не подвел в
ответственный момент. В системе зажигания есть еще одна особенность –
«холодные» свечи. Выпускной коллектор выполнен по схеме 4–2–1,
резонатор фактически отсутствует – его сменила труба-прямоток.
Трансмиссия
пока уступает возможностям мотора, хотя и ее не обошли вниманием.
Металлокерамическое сцепление «Клатчнет» справляется с нагрузками, а
вот коробка будет модернизироваться. Механизм переключения кулачковый,
что требует определенных навыков. В дальнейшем, скорее всего,
селективную схему выбора сменит «секвенталка».
В ходовой части
любопытна не столько задняя подвеска (она осталась «таврической» и лишь
усилена), сколько передняя. Ее схема напоминает ту, что применялась на
«сорок первом» «Москвиче»: нижние рычаги от ВАЗ-2109 трудятся совместно
с поперечной штангой, которая по совместительству играет роль
стабилизатора поперечной устойчивости. Стойки позаимствованы у
«Ниссана-Алмера», шаровые опоры – у вазовской «девятки». Верхние опоры
остались стандартными. Для торможений после заездов на спринтерские
дистанции хватает возможностей механизмов ВАЗ-2112.
Чтобы
потенциал силового агрегата не расходовался на пустое выделение
тепловой энергии, на передней оси установлены покрышки типа слик
шириной 200 мм. Пятнадцатидюймовые легкосплавные колеса различаются:
спереди – тольяттинской фирмы Slik, сзади СМЗ из магниевого сплава.
Кстати, тот факт, что на них смонтированы зимние шины
«КонтиВинтерКонтакт» – вовсе не индейская хитрость, просто пока не
нашлось подходящих. Впоследствии, конечно, появятся более уместные шины
с меньшим сопротивлением качению.
На весь проект ушло два с
половиной года. Изначально авторы, получившие по наследству «Таврию»,
намеревались всего лишь улучшить ее ходовые качества. Но после
установки мощного мотора, который потребовал серьезной переделки
передка, лавина доработок покатилась с нарастающей скоростью. Сейчас
«Таврия-Т3» не появляется на городских дорогах. Тому немало причин:
ездить на таком аппарате некомфортно, а не спеша – невозможно. Это еще
один боевой дрегстер, удел которого – просыпаться только перед стартом
соревнований. И пробуждение это не оставляет равнодушным никого – ни
зрителей, ни соперников.